Министр спорта России приглашает малый и средний бизнес к участию в национальном проекте
С 2014 году в соответствии с Указом Президента России идет поэтапная реализация комплекса ГТО, к участию в которой приступили все регионы страны в полном объеме. Минспорт России осуществляет координацию процесса в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти. К тестированию по нормативам испытаний комплекса приступили все обучающиеся и отдельные категории взрослого населения, и в среднем, они демонстрируют высокий уровень физической подготовленности. Следующим этапом внедрения, с 1 января 2017 года, станет повсеместное распространение комплекса ГТО среди всех слоев населения на всей территории Российской Федерации. В преддверии нового этапа Минспорт России запускает маркетинговую программу ГТО, как новый виток развития физкультурно-спортивного движения, которое не только позволит придать комплексу уникальный визуальный образ и повысить его узнаваемость, но и увеличить уровень заинтересованности в подготовке и выполнении испытаний среди населения страны.Об итогах внедрения комплекса ГТО и ключевых направлениях его дальнейшего развития, в том числе маркетинговой программы рассказал в эксклюзивном интервью журналисту Р-Спорт Министр спорта Российской Федерации Виталий Леонтьевич Мутко.
Журналист:
Виталий Леонтьевич, с момента подписания Указа о возрождении комплекса ГТО прошло два года. Скажите, как Вы оцениваете его внедрение в России, что удалось, над чем еще предстоит работать?
Да, вы правы. В марте 2014 года по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта Главой государства одобрена инициатива общественности о возрождении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» как системы непрерывного физического воспитания граждан и механизма оздоровления нации.
За два года нам удалось выполнить все запланированные в Поэтапном плане внедрения комплекса ГТО мероприятия, включая внесение изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации», разработку и введение в действие совместно с Минобрнауки России, Минтрудом России, Минздравом России нормативно-правовых актов, регулирующих основные аспекты внедрения и реализации комплекса.
При финансовой поддержке из федерального и регионального бюджетов созданы и работают более 2-х тысяч Центров тестирования, в которых уже приступило к выполнению испытаний 583 960 россиян.
Отмечу, что более 250 000 человек, это около 43%, уже завершили тестирование и продемонстрировали хороший уровень физической подготовленности, соответствующий знакам отличия: 65 210 чел. – на золотой знак, 105 133 чел. – на серебряный и 70 344 чел. – на бронзовый знаки отличия комплекса ГТО.
Анализ первых статистических данных позволяют нам говорить о вполне удовлетворительном уровне физической подготовленности различных возрастных групп населения, а также – о правильности итогов проведенных нами научных исследований, в ходе которых определены нормативные показатели гибкости, силы, быстроты, выносливости и прикладных навыков, которыми должен обладать современный россиянин.
Мы видим, что выполнение предложенных комплексом ГТО испытаний на соответствие установленным нормативам по силам почти половине от общего числа приступивших, а это означает что государственные требования не завышены, и не занижены, но требуют все же определенного уровня подготовки.
Все «значкисты» оформлены соответствующими приказами и уже получили заслуженные знаки ГТО и удостоверения к ним установленного образца как это и положено, в торжественной обстановке.
Для ведения учета участников физкультурно-спортивного движения страны, а также их достижений создана единая база данных (АИС ГТО), включающая работу Интернет-портала, который на сегодняшний день насчитывает в среднем около 145 тысяч посещений в сутки. В АИС ГТО зарегистрировано уже более 3,5 млн. россиян. С каждым днем это число увеличивается.
Реализация мероприятий комплекса ГТО систематически освещается в федеральных и региональных СМИ, эту работу мы в целом наладили. Мы очень благодарны нашим коллегам-журналистам за эту совместную работу и постоянный интерес к освещению темы. Только за последний год комплексу ГТО было посвящено более ста тысяч публикаций и телевизионных сюжетов, причем большая их часть носит позитивных и конструктивный характер.
Таким образом, сегодня мы можем сказать, что темпы развития комплекса ГТО и его проникновения в современную жизнь российских граждан нас вполне устраивают, где-то мы идем даже с опережением графика.
Через несколько месяцев нам предстоит вступить в третий этап внедрения, когда комплекс ГТО должен стать неотъемлемой частью жизни каждого россиянина на всей территории Российской Федерации. К этому этапу мы подходим, по нашим оценкам, вполне подготовленными.
Журналист:
Виталий Леонтьевич, такой масштабный проект, очевидно, требует внушительного финансирования. Но ведь мы с вами знаем, что значительная часть государственного финансирования направляется на поддержку спорта высших достижений, при этом доля финансирования массовой физкультуры имеет куда более скромные показатели. Как в этой связи обстоят дела с комплексом ГТО?
В.Л.Мутко:
Действительно, спорт высших достижений имеет серьезное государственное финансирование, помимо этого, из-за повышенного внимания целевой аудитории, он более привлекателен для бизнеса, который также инвестирует существенные средства в поддержку профессионального спорта.
Это логично, потому что спорт высших достижений влияет на имидж страны, дает уникальные возможности широкого освещения коммерческих партнеров в рамках телетрансляций и рекламы, особенно на титульных турнирах, где охват телевизионной аудитории может достигать 3-4 млрд. чел.
В совокупности эти факторы привлекают крупный бизнес и повышают уровень его заинтересованности к участию в финансировании сборных команд России по видам спорта, поддержке Олимпийских соревнований под лозунгом «Одна страна – одна команда!», профессиональных клубов по футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и в других видах спорта.
На сегодняшний день заинтересованности в финансировании массового спорта у представителей крупного бизнеса ввиду очевидных причин практически нет. Однако я уверен, что предложенные нами условия участия в маркетинговой программе будут интересны компаниям, ориентированным на поддержание у населения ценностей здорового образа жизни.
В то же время, не верно говорить, что массовый спорт обделен финансированием и государственной поддержкой. На него в целом ежегодно выделяется достаточное количество средств как из федерального бюджета, так и региональных. Кстати, комплекс ГТО также имеет стабильный объем финансового обеспечения. С самого начала реализации на цели комплекса ГТО из федерального бюджета выделены средства в объеме 99,1 млн. рублей – в 2014 году, 233,3 млн. рублей – в 2015 году и 264,4 млн. рублей – в 2016 году, в том числе на оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации (127,4 млн. рублей), осуществляющим мероприятия по тестированию населения в рамках комплекса ГТО.
Финансирование регионов дало ощутимые результаты, мы реализовали все запланированные мероприятия в рамках поэтапного внедрении комплекса ГТО, создали всю необходимую базу, на систематической основе проводим в регионах нашей страны летние и зимние фестивали ГТО, месячники и декады, иные физкультурно-массовые мероприятия, включающие выполнение нормативов испытаний комплекса ГТО.
Кроме того, в соответствии с новой редакцией Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» финансирование мероприятий комплекса ГТО осуществляется не только за счет средств федерального бюджета: руководителям субъектов и органов местного самоуправления также предписано предусматривать на эти цели соответствующие средства региональных и местных бюджетов. И эта установка в регионах соблюдается. Наряду с федеральными средствами субъектами на цели реализации комплекса ГТО выделено в общей сложности 450,8 млн. рублей (192,8 млн. – в 2015 году, 258,0 млн. – в 2016 году).
Таким образом, совокупное финансирование комплекса ГТО в 2015-2016 годах составило почти 1 млрд. рублей.
При этом мы прогнозируем существенное увеличение как количества Центров тестирования, так и охвата населения, которое с 2017 года будет вовлечено в комплекс ГТО, что неизбежно повлечет увеличение расходной части. Тут и сама работа Центров тестирования, и организация приема испытаний, и аренда объектов спорта, компенсации коммунальных расходов, оплата привлеченных специалистов и судей.
Кроме того, обратите внимание, что на первом этапе степень вовлеченности населения в процесс подготовки и выполнения нормативов комплекса ГТО, в т.ч. в тестовом режиме и в рамках научных исследований составила не более 3-5 млн. человек, а в следующем году мы ожидаем охват до 20-22 млн. чел (до 15% от общей численности населения России).
Этот фактор приводит нас к необходимости поиска наряду с государственными средствами дополнительны источники, которые позволили бы покрыть недостающую часть расходов. Тут нам предстоит привлекать все возможные внебюджетные средства, искать поддержки у крупного бизнеса за счет привлечения его в качестве партнера комплекса ГТО в рамках маркетинговой программы.
Журналист:
Расскажите, в чем специфика маркетинговой программы ГТО, и чем участие в ней может быть реально интересно бизнесу?
В.Л.Мутко:
У нас есть положительный опыт привлечения спонсоров и партнеров под знаковые спортивные проекты. Это и Универсиада 2013 года в Казани, и Чемпионат мира по легкой атлетике 2014 года в Москве, безусловно, Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 года в Сочи, Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года и другие. Привлекаемые к совместной работе компании становились не только активными участниками мероприятий, но и своими вкладами позволяли снижать бюджетную нагрузку при подготовке и реализации проектов.
Вместе с тем, указанные проекты имели начало и дату завершения. Комплекс ГТО же является новым, уникальным проектом в современной истории России, не имеющим привязки к определенной территории, конечных сроков и возрастных ограничений участников, поэтому маркетинговая программа требовала более взвешенного подхода и привлечения к ее разработке различных специалистов.
Учитывая все эти нюансы, мы разработали маркетинговую программу комплекса ГТО, которая, как еще одна составляющая проекта, должна будет помочь нам обеспечить формирование внебюджетных источников финансирования мероприятий комплекса ГТО. Главной задачей работы в этом направлении является привлечение средств частного и государственного секторов экономики Российской Федерации с постепенным снижением нагрузки на бюджетное обеспечение комплекса ГТО.
Маркетинговая программа одобрена и поддержана Координационной комиссией, созданной при Минспорте России на одном из заседаний после общественных обсуждений всех заинтересованных представителей физкультурно-спортивной общественности, членами комиссии, представляющими федеральные органы исполнительной власти, физкультурно-спортивные клубы и их объединения, прославленными спортсменами, представители региональных министерств и ведомств.
Причем разработанная нами программа допускает участие не только крупных форм бизнеса, как это, например, происходит с профессиональным спортом, но и привлечение к совместной работе среднего и малого бизнеса, ориентированного как раз на массовый рынок и конечного потребителя товаров и услуг.
Мы предполагаем вовлечение в маркетинговую программу всех заинтересованных организаций, предоставляя максимально лояльные условия «игры». Уже сейчас можно сказать, что символика комплекса ГТО является узнаваемой. За два года активной работы со средствами массовой информации мы сумели сделать образ комплекса ГТО, повысить лояльность населения к фирменному стилю, сформировав четкие ассоциации определенных графических элементов с комплексом ГТО.
Таким образом средний и малый бизнес получат прекрасную возможность укрепить свой имидж и бизнес через позиционирование себя с национальным проектом, оказывая поддержку комплексу ГТО как финансовую, так и в натуральной форме.
Я часто слышу от представителей бизнеса, что они хотели бы поддержать спортивные проекты, команды, клубы, но не всегда имеют возможность выплатить те объемы средств, которые установлены в качестве «маркетинговых пакетов».
ГТО может стать как раз тем самым проектом, который позволит среднему и малому бизнесу стать частью большого национального проекта и получить дополнительные возможности выхода на массовую аудиторию как страны в целом, так и отдельно взятого региона.
С одной стороны, средний и малый бизнес вкладывается не в комплекс ГТО, а инвестирование, хоть и опосредованно, происходит в население, которое и является потребителем его товаров. С другой стороны, учитывая, что комплекс ГТО является российским «продуктом», к маркетинговой программе будет в основном привлекаться российский бизнес, что позволит также решить одну из стратегических задач в области импортозамещения товаров и услуг в сфере физической культуры и спорта.
Отдельным направлением реализации программы станет региональное партнерство, которое как механизм работы позволит субъектам Российской Федерации привлекать местных «игроков рынка» для формирования внебюджетных источников и покрытия расходов на реализацию комплекса ГТО у себя в регионе.
Дополнительным видом маркетинговой программы станет лицензирование, которое позволит получить права на коммерческое использование товарных знаков ГТО для производства определенной продукции.
При этом бизнес получает возможность донести свой бренд до жителей страны, увеличить объемы продаж, а мы сможем получать фиксированные выплаты с продаж. Главным требованием к лицензионной продукции будет сертификация и соответствие высоким стандартам современного рынка.
Я хочу пригласить всех желающих к совместной работе в рамках маркетинговой программы и продвижению комплекса ГТО, как одного из приоритетных национальных проектов.
Информация официального сайта gto.ru